Черлакский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Черлакского муниципального района > Администрация Черлакского муниципального района > Социально-экономическое развитие района

Доклад

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Черлакского муниципального района Омской области за 2010 год и их планируемых значениях на 3-летний период

Доклад
о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Черлакского муниципального района Омской области за 2010 год и их планируемых значениях на 3-летний период

Черлакский район Омской области территориально расположен в южной части региона. Районный центр – р.п. Черлак – находится в 142 км от Омска и в 50 км от ближайшей железнодорожной станции «Черлак».
Черлакский район граничит: с Республикой Казахстан, Нововаршавским, Оконешниковским, Омским муниципальными районами Омской области, Чистоозерным районом Новосибирской области.
Протяженность (с дальних точек района) составляет с севера на юг – 110 км, с запада на восток – 90 км. Территория района занимает 4,3 тыс. км2.
По данным переписи населения 2010 года по состоянию на 01.01.2011 года в районе проживает 30,2 тыс. человек, более 43 национальностей. Наиболее многочисленные национальности: русские, немцы, казахи, украинцы.
Черлакский муниципальный район состоит из 1 городского и 10 сельских поселений.
Район сельскохозяйственный, занимающийся растениеводством и молочно-мясным животноводством. В структуре экономики продукция сельского хозяйства составляет более 50 %.
Социально-экономическая политика администрации Черлакского муниципального района в 2010 году осуществлялась в соответствии с вопросами местного значения муниципального района и полномочиями органов местного самоуправления, регламентируемыми Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", целями и задачами Программы социально-экономического развития Черлакского муниципального района на среднесрочную перспективу (2006-2010 годы), Планом действий социально-экономического развития администрации Черлакского муниципального района на 2010 год, а также с учетом положений Плана действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2010 год, и была ориентирована на развитие экономического потенциала района, повышение эффективности управления, повышение качества жизни населения.
Основными направлениями социально-экономической политики района 2010 года являлись:
- дальнейшее развитие экономического потенциала Черлакского муниципального района Омской области роста инвестиций в основной капитал, развития малого предпринимательства, развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;
- максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных жилищно-коммунальных услугах путем реформирования жилищно-коммунального хозяйства на основе создания коммунальной среды;
- обеспечение роста благосостояния населения, сохранение стабильности на районном рынке труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы и эффективности использования трудовых ресурсов;
- достижение современного качества общего и дошкольного образования, повышение качества, эффективности и доступности медицинского обслуживания, формирование условий для положительной динамики демографических показателей, реализация программ в области молодежной политики, физической культуры и спорта;
- повышение эффективности муниципального управления.

Экономическое развитие
Дорожное хозяйство и транспорт
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящаяся в собственности Черлакского муниципального района составляет 7,5 км, в том числе подъезд к д. Подлесное – 3 км, подъезд к железнодорожной станции Черлак – 3 км, подъезд к железнодорожному тупику станции Черлак – 1,5 км.
Проверки качества автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводились. В связи с отсутствием документально подтвержденных фактов, показатель доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, отсутствует. Работы по проверке качества дорог местного значения запланированы на 2011 год.
Постановлением администрации Черлакского муниципального района №239-п от 28 сентября 2010 года утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог Черлакского района Омской области (2010-2025 годы)». В соответствии с которой, в 2012-2013 годах запланирован капитальный ремонт автомобильной дороги 3 км - подъезд к д. Подлесное, ремонт автомобильной дороги от федеральной трассы до железнодорожной станции Черлак – 3 км.
Общий объем расходов бюджета муниципального района на транспорт в 2010 году составил 70,3 тыс. руб. В 2011 данный показатель увеличится на 13,8%.

Развитие малого предпринимательства
На 01.01.2011 года в Черлакском районе состояло на учете 860 субъектов малого предпринимательства, в том числе 641 индивидуальных предпринимателей. Численность работников занятых у субъектов малого предпринимательства составляет 2 495 человек, что составляет 15,9% от численности экономически активного населения района (15 727 чел.). Среднемесячная заработная составила 6 920 руб. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 102,8%. Общий объем отгруженной субъектами малого предпринимательства продукции собственного производства по итогам 2010 года превысил 408,5 млн. руб., что составило 143,9% уровня 2009 года. Сумма налоговых поступлений от данной категории налогоплательщиков в консолидированный бюджет муниципального района в 2010 году составила более 25 млн. руб.
Не смотря на то, что значительная часть субъектов малого предпринимательства занята в розничной торговле и общественном питании (около 40%), значительная часть, в пределах 20%, занята в бытовом обслуживании, примерно 30% в сельском хозяйстве. На территории района действуют 2 мясоперерабатывающих предприятия, мукомольное производство, развиваются производство строительных материалов, мебельное производство, лесозаготовительная деятельность.
Отмечая большую значимость данного сектора, следует отметить, что для обеспечения реального динамизма его развития необходима поддержка как со стороны государства, так и местных органов власти.
В конце 2009 утверждена муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Черлакском районе на 2010-2014 годы», предполагающая предполагают целый комплекс мер, направленных на финансовую, информационную, методическую, организационно-кадровую поддержку малого предпринимательства.
В рамках в рамках районной программы на постоянной основе осуществляет свою деятельность «Бизнес консультационный пункт», в каждом поселении имеются информационные стенды; проводится ежегодный конкурс «Предприниматель года», организуются обучающие семинары, оплачиваются расходы, связанные с участием субъектов малого предпринимательства района в выставочно-ярмарочных мероприятиях за пределами района, ежеквартально проводится совет по предпринимательству.
В целях реализации полномочий по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в районе 2010 году был утвержден Перечень имущества предоставляемого СМСП в количестве 3 объектов площадью 2601,6 кв. м, В 2011 году в перечень включен дополнительный объект недвижимости. На сегодняшний день Перечень включает 4 объекта площадью 2682 кв.м. К 2013 году планируется увеличить площадь имущества включенного в Перечень до 3950 кв.м. в результате мероприятий по оптимизации имущества, не используемого для обеспечения уставной деятельности бюджетных учреждений.
Общий объем расходов районного бюджета на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в 2010 году составил 174,2 тыс. руб. В 2011 году на реализацию программы поддержки запланировано 615,0 тыс. руб., 2012 г. – 660,0 тыс. руб., 2013 г. – 695 тыс. руб., которые будут направлены, прежде всего, на выплату грантов начинающим предпринимателям, компенсацию расходов субъектам малого предпринимательства по коммунальным платежам и обучению работников.
В 2010 году в региональный фонд поддержки малого предпринимательства от Черлакского района поступило 26 заявок, четыре индивидуальных предпринимателя получили гранты на реализацию своих бизнес проектов в сумме 200 тыс. руб. каждый, по линии Министерства экономики Омской области по одной заявке получено возмещение затрат на реализацию программы энергосбережения в размере 100 тыс. руб. Субъекты малого предпринимательства, занимающиеся сельскохозяйственным производством, активно пользуются субсидиями, предоставляемыми по линии Министерства сельского хозяйства Омской области.
С 2009 года реализуется новая форма государственной поддержки в виде предоставления субсидий безработным гражданам на открытие собственного дела. В 2010 году субсидии на открытие собственного дела получили 18 граждан на сумму 2 640 тыс. руб. Дополнительно создано 26 рабочих мест.

Улучшение инвестиционной привлекательности
Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств по итогам 2010 года составил 33,2 млн. руб. В расчете на 1 жителя района данный показатель составил 1099,3 тыс. руб. Что составляет 155,3% уровня прошлого года. Основной рост достигнут за счет вложений в основной капитал сельскохозяйственных предприятий и субъектов малого предпринимательства, привлечение инвестиций в развитие, модернизацию и обновление основных фондов жилищно-коммунального комплекса, а так же строительства и реконструкции объектов недвижимости, в том числе строительства жилья.
Индивидуальными предпринимателями в р.п. Черлак были построены и введены в эксплуатацию 2 магазина общей площадью 1 641 м.кв.
Администрацией района была выполнена реконструкция здания гимназии под детский сад на 140 мест по ул. 40 лет Октября, дом 99.
При поддержке ООО "Газпром" был построен и введен в эксплуатацию межпоселковый магистральный газопровод "Черлак - с. Большой Атмас" общей протяженностью 21,9 км.
Продолжается строительство внутрипоселковых газопроводных сетей в с. Большой Атмас, с. Елизаветинка. Так в 2010 году их протяженность составила 25,8 км, было подключено к системе централизованного газоснабжения 210 жилых домов в р.п. Черлак, 69 - в с. Елизаветинка, 260- в с. Большой Атмас.
В связи с тем, что в 2009 и 2010 годах земельные участки предоставлялись в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, аукционы не проводились. В 2011 году администрацией муниципального района проведены работы по формированию 4 земельных участков площадью 4967 кв.м., предназначенных для строительства, предоставление которых будет осуществляться по результатам аукционов. В дальнейшем планируется не менее 25% земельных участков предоставлять для строительства по результатам аукциона, для этих целей, предусматривать в бюджете муниципального района финансирование на формирование земельных участков и постановку их на кадастровый учет.
С целью увеличения доли земельных участков, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного бессрочного пользования на право аренды или собственность, распоряжением Администрации Черлакского муниципального района №1573-р от 26.11.2010г. утвержден График осуществления мероприятий по переоформлению в установленные сроки соответствующими юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на территории Черлакского муниципального района. По итогам 2010 года доля переоформленных земельных участков составила 88,5 %. В течение 2011 года планируется осуществить мероприятия по переоформлению 24 земельных участков площадью 27,8 га, находящихся в постоянном бессрочном пользовании юридических лиц

Сельское хозяйство
Основная составляющая экономики района – сельское хозяйство.
На территории района в настоящее время осуществляют деятельность 14 сельскохозяйственных организаций, 1 сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив, 56 крестьянско-фермерских хозяйств. Активно развиваются личные подсобные хозяйства. Уменьшение количества сельскохозяйственных предприятий в сравнении с 2009 годом произошло по причине выбытия 4 организаций, в том числе:
1) ООО «Простор», в связи с отсутствием с/х производства.
2) СПК «Южно-Подольский», по причине банкротства.
3) СПК «Татарское», в связи с ликвидацией организации.
В течение года в состав сельхозтоваропроизводителей вошло 3 организации:
1) ООО «Люкс».
2) ООО «Память Гейко В.А.».
3) ООО «Южное»
Валовой продукции произведено сельскохозяйственными предприятиями на сумму более 850 млн. руб. Анализ производственно-экономической деятельности показал, что за исключение СПК «Красный Октябрь» все сельхозпредприятия района в 2010 году сработали с положительным финансовым результатом. Общая сумма полученной прибыли составила 102 млн. рублей. Наибольшая доля полученной прибыли приходится на ООО «Соляное», СПК «Бутаково», СПК «Родник», КХ «Тритикум», КХ «Майер».
Сельхозтоваропроизводителями произведено за текущий год 5,7 тыс. тонн мяса, 37,6 тыс. тонн молока.
Для выполнения производственной программы развития сельского хозяйства было привлечено 97 млн. руб. кредитных ресурсов.
В 2010 году произведено зерна – 117,5 тыс. тонн., картофеля – 4,1 тыс. тонн, овощей – 3,2 тыс. тонн. Заготовлено кормов – 37,5 тыс. тонн кормовых единиц.
В 2010 году площади зерновых культур составили 93 тыс. га. Из них 81% посевных площадей заняты основной продовольственной культурой-пшеницей, урожайность которой составила – 12,9 ц/га.
Низкий процент использования сельскохозяйственных угодий в Черлакском муниципальном районе связан с неиспользованием земельных участков в Курумбельском и Медетском сельских поселениях около 80 тыс. га в связи с низким бонитетом, удаленности от районного центра и отсутствия необходимых ресурсов.
Часть сенокосов и пастбищ находятся на левом берегу Иртыша. При низком качестве кормов расходы на их заготовку значительные и не эффективны.
Снижение используемой пашни в 2010 году произошло из-за выбытия из производства СПК «Татарское». В 2011 году планируется увеличение используемой пашни за счет возобновления деятельности СПК «Татарское», уточнения использования земель (пашни) по сельским поселениям.
Хозяйства района ведут планомерную работу с семенами. В 2010 году сортовые посевы зерновых культур составляет 82%, под урожай 2011 года засыпаны семена в полной потребности. Внесено минеральных удобрений 413 тонн действующего вещества на площади 10 тыс.га. В летний период на площади более 58 тыс. га проведена защита растений химическими средствами.
В 2010 году хозяйствами всех форм собственности было приобретено техники на сумму 30 млн. руб., что превысило плановые на 35 %. Машинотракторный парк района пополнился на 3 трактора, 2 зерноуборочных комбайна и 3 кормоуборочных современных высокопроизводительных комбайна, 3 большегрузных автомобиля.
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств на 01.01.2011 г. осталось на уровне прошлого года и составило 18334 головы.
В тоже время поголовье коров увеличилось на 115 голов и составило 9403 головы.
Надой на 1 фуражную корову в сельскохозяйственных предприятиях увеличился к 2009 году на 3 кг и составил 3225 кг.
За 2010 год агропромышленный комплекс района получил финансовую поддержку в сумме 71 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета 49 млн. руб. (Отрасль растениеводства – 13 млн. руб., животноводство – 9 млн. руб., возмещение процентов по привлеченным кредитам – 28 млн. руб., техническое перевооружение – 2 млн. руб., газификация – 19 млн. руб.)

Доходы населения
Основной целью повышения уровня жизни населения в течение года являлось повышение уровня средней заработной платы, недопущение возникновения задолженности по выплате заработной платы и сокращение безработицы среди экономически активного населения.
По балансу трудовых ресурсов на 01 января 2011 года численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в Черлакском муниципальном районе составила 14,7 тысяч человек, численность экономически активного населения составляет 15,7 тыс. человек. Занято в экономике района 12,1 тыс. человек, из них занятые в личном подсобном хозяйстве 2,2 тыс. человек. По отраслям экономической деятельности снизилась численность занятого населения в таких видах экономической деятельности, как сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, предоставление социальных услуг. В результате этого изменилась в сторону снижения и численность трудовых ресурсов с 15,8 тыс. чел. на 01.01.2010г. до 15,5 тыс. чел. на 01.01.2011г.
Средняя номинальная начисленная заработная плата в целом по району возросла с 10019,7 руб. в 2009 году до 11200,2 руб. по итогам 2010 года.
Средняя номинальная начисленная заработная плата работников образования в 2010 году увеличилась на - 2004 руб. (19%), в том числе: муниципальных детский дошкольных учреждениях – 840,6 руб. (12%), в муниципальных образовательных учреждениях – 2572,7 руб. (21,6%), в том числе учителей муниципальных образовательных учреждений – 1513 руб. (11,4%) и прочих работающих муниципальных образовательных учреждений – 2160 руб. (23,2%). Данные показатели достигнуты за счет оптимизация штатной численности работников образования, реорганизационных мероприятий, направленных на повышение заработной платы работников образования, включение льгот социального характера.
Отмечается снижение уровня среднемесячная заработная плата в учреждениях здравоохранения в сравнении с 2009 годом – врачей на 2,2%, среднего медицинского персонала на 2,3%.
Снижение в 2010 году по сравнению с 2009 годом среднемесячной номинальной начисленной заработной платы врачей и среднего медицинского персонала учреждения произошло в результате отмены на 2010 год доплаты к окладу за работу в особых условиях в размере 10 % в связи со сложившимся фондом оплаты труда.

Здравоохранение и здоровье населения.

Удовлетворенность населения медицинской помощью в Черлакском муниципальном районе остается на уровне 2009 года.
Тенденция в динамике общественного здоровья населения района по ряду основных показателей сохраняет неблагоприятную направленность.
В структуре смертности на первом месте сердечно-сосудистые заболевания - 44,7%, на втором месте нарушение мозгового кровообращения -14,1%. , на третьем месте онкозаболевания - 8,9%, на четвертом месте травмы и отравления -7,4%. За 2010 год не зарегистрирована смертность от туберкулеза в 2010 году.
Отмечается снижение числа случаев смерти лиц до 65 лет на 8% за счет улучшения оказания первичной медико-санитарной помощи и профилактической работы, но остается еще на прежнем уровне смертность от цереброваскулярных болезней – инсульта. В структуре смертности лиц трудоспособного возраста ведущее место занимают несчастные случаи, суициды, травмы, онкопатология, молодеет сердечно-сосудистая патология.
Увеличение показателя смертности детей до 18 лет на дому обусловлено смертью ребенка от онкологии (Саркома). Расчет показателя идет на население соответствующего возраста.
Снизился показатель младенческой смертности до 4,7 случаев на 1000 родившихся (в 2009 – 8,6). За год умерло 2 младенца.
В последние годы в районе наблюдается тенденция ухудшения здоровья населения. Об этом свидетельствует рост числа случаев заболеваний с впервые установленным диагнозом, который вырос за 3 года на 9,7% (с 35,4 до 38,9 тыс. человек).
Охват населения профилактическими осмотрами на высоком уровне и составляет 99,6%, хотя доля профилактических осмотров на туберкулез и онкопатологию остается низким. Из доли профилактических осмотров на туберкулез и онкопатологию исключены подростки, что составляет около 1,5 тыс. чел. В целях улучшения показателей профилактических осмотров населения, необходимо увеличение эффективности амбулаторно-поликлинической и профилактической помощи населения. Открытие мужского смотрового кабинета, работы большинства ФАПов в режиме смотровых кабинетов, активизация работы в этом направлении первичного звена.
Наиболее интенсивный рост общей заболеваемости отмечается по болезням органов дыхания, сердечнососудистых заболеваний, туберкулеза, онкологии. В структуре заболеваемости детей и подростков доминируют болезни органов пищеварения, органов дыхания, нарушение осанки, пониженное зрение. Существенные проблемы в состоянии здоровья населения обусловлены ростом число заболеваний, связанных с социальными причинами: безработица, низкий уровень доходов сельского населения, наркомания и алкоголизм.
Увеличилась онкологическая заболеваемость населения, в том числе за счет целенаправленной работы смотрового кабинета, где 15 случаев выявлено в I-II стадии заболевания видимых локализаций. Запущенность и смертность остается на прежнем уровне. Остается не на должном уровне количество флюорографических обследований населения – всего за год обследовано 18427 человек, что составило 80,1% от планового показателя.
Тем не менее, в отчетном году отмечено снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями, положительную роль в этом сыграла привитость населения против гриппа. Снизилась в сравнении с 2009 годом заболеваемость туберкулезом. Все бациллярные больные госпитализированы. Дети из очагов туберкулезной инфекции проходили курс реабилитации в условиях санатория с. Красноярка.
Медицинское обслуживание Черлакского района осуществляется центральной районной больницей на 205 коек, 2 участковыми больницами на 50 коек, 5 врачебными амбулаториями на 21 койку дневного стационара, 30 фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП), оказывающими как первичную, так и специализированную помощь населению.
В 2010 году перед здравоохранением района первоочередными задачами являлось сохранить кадровый состав и объемы медицинской помощи населению, используя имеющийся материально-технический и кадровый потенциал.
Острой проблемой здравоохранения района продолжает являться недостаток медицинских кадров: в медицинских учреждениях работает 63 врача и 248 средних медицинских работников. Тенденция сокращения численности врачей также отрицательно сказывается на общем состоянии здравоохранения района.
Увеличение обеспеченностью населения врачами и средними медицинскими работниками в районе обусловлено привлечением молодых специалистов, обучающихся в медицинских учреждениях по целевым направлениям. Для этого в районе создаются привлекательные условия для молодых специалистов – медиков: выплата подъемных, обеспечение жильем.
В 2010 году в район прибыло 7 молодых специалистов, в том числе 2 врача, 5 средних медицинских работников.
За год повысили квалификацию 17 врачей, 55 средних медицинских работников.
По целевому направлению в Омской медицинской академии обучаются 12 студентов.
В 2011 году в августе планируется прибытие 2 врачей – окулиста и эндокринолога, после прохождения интернатуры, начнет свою работу мужской смотровой кабинет.
Показатели средней продолжительности пребывания пациента на койках в круглосуточном стационаре, среднегодовую занятость койки и число коек в МУЗ «Черлакская ЦРБ» планируется привести в соответствии со среднероссийскими показателями. По России средняя продолжительность пребывания пациента на койках круглосуточного стационара составляет 9,8. Среднегодовая занятость койки по России - 330,0.
В целом планы по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Черлакского района Омской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год МУЗ «Черлакская ЦРБ» выполнены.
Объемы медицинской помощи и стоимость единицы объема медицинской помощи оказывать медицинскую помощь в соответствии с установленными категориями доступности и качества оказания медицинской помощи, согласно нормативам программы государственных гарантии оказания гражданам РФ, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи. Увеличение стоимости единицы объема оказанной медицинской помощи планируется также с учетом инфляции.
Общий объем финансирования здравоохранения района составил более 131,4 млн. руб., в том числе за счет средств районного бюджета 57,3 млн. руб.
Снижение общего объема бюджета муниципального образования произошло в результате перераспределения финансовых средств по фонду оплаты труда: уменьшения бюджетных средств, увеличение средств Фонда ОМС. Стоимость одного койко-дня стационара дневного пребывания составила 322,6 руб.
На трехлетний период прогнозируется рост финансирования за счет бюджета муниципального образования с учетом ежегодной инфляции.

Дошкольное, общее и дополнительное образование.

Дошкольное образование
Администрацией Черлакского муниципального района проводится целенаправленная работа по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Для обеспечения потребности населения в дошкольном образовании в районе функционирует 15 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещает 1063 ребенка. Численность детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях увеличился на 70 человек в сравнении с 2009 г. в связи с открытием в 2010 году муниципального дошкольного образовательного учреждения «Черлакский детский сад №2» на 70 мест - 4 группы. В 2011 г. – планируется открытие 3 групп, в 2012 г. открытие 1 группы кратковременного пребывания на базе образовательного учреждения.
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет в сравнении с 2009 г. увеличилась на 3,34%. Причина: Численность детей от 1 до 6 лет состоящих на учете в дошкольном образовательном учреждении от общей численности. 2009 г. – 8,86 (246 чел.), 2010 г. – 5,52 (143 чел.)
Коэффициент посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличился в сравнении с 2009 г. на 0,03% и было вызвано внедрением в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения программ направленных на укрепление здоровья.
Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличилась на 4,7% в сравнении с 2009 г. 3 воспитателя получили высшее профессиональное образование.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование увеличились на 1486,12 руб. По причине реконструкции детского сада №2 общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств вырос в сравнении с 2009 г.на 940,36 тыс. руб.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда уменьшился на 328,93 руб. в сравнении с 2009 г. по причине перевода прочего персонала в муниципальные бюджетные учреждения.
На базе 6-ти школ функционируют 7 дошкольных образовательных групп, осуществляющих предшкольную подготовку, общая численность детей в которых составляет 102 ребенка. Охват предшкольной подготовкой составляет 100%.
В районе разработана муниципальная Целевая программа «Развитие системы дошкольного образования Черлакского муниципального района на 2009-2011 годы», направленная на создание благоприятных условий для организации дошкольного образования, которая по результатам Областного конкурса целевых программ признана победителем. На реализацию данной программы выделено 1 млн. рублей на улучшение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.

Общее и дополнительное образование
В течение года велась работа по сохранению и развитию муниципальной системы образования, оптимизации сети образовательных учреждений, социальной поддержки педагогов и обучающихся, ресурсного обеспечения системы образования.
Система образования в целом сохранила свои параметры деятельности и продолжала функционировать и развиваться в соответствии с направлениями, обозначенными в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и районной целевой программой «Развитие системы образования района на 2008-2010 годы».
В районе функционируют 39 муниципальных образовательных учреждений. Из общего количества муниципальных учреждений 15 дошкольного образования (1063 ребенка, процент охвата 54 %), 13 средних общеобразовательных школ, в том числе гимназия; 9 основных общеобразовательных школ, 10 структурных подразделений. Всего в образовательных учреждениях района обучается 3533 обучающихся. На базе 2-х учреждений дополнительного образования детей организована работа 104 объединений, в которых занято 1482 воспитанника. 2896 детей (82% от общего количества обучающихся) осваивают программы дополнительного образования детей на базе школ.
Особенности демографической ситуации привели к сокращению с 2007 года на 1139 обучающихся. Такая ситуация потребовала принятия решений, направленных на оптимизацию школьной сети (переведены в структурные подразделения 3 основные общеобразовательные школы, 7 начальных общеобразовательных школ с малой численностью обучающихся, изменен статус МОУ «Ольговская ООШ», МОУ «Михайловская ООШ», МОУ «Стретинская ООШ» в начальные общеобразовательные школы).
С целью обеспечения доступности обязательного общего образования из 28 населенных пунктов организован ежедневный и еженедельный подвоз 377 обучающихся в 12 общеобразовательных школ. В тоже время остается не решенной проблема оборудования автобусного парка системы образования ремнями безопасности, решить которую предстоит в текущем году.
Доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений увеличился в сравнении с 2009 г. на 3,7%. Произошло за счет увеличения количества молодых специалистов, прибывших в образовательные учреждения; 2009 г. – 7 человек, 2010 г. – 12 человек.
Количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности (среднегодовое) уменьшилась на 2 класса в связи с сокращением численности обучающихся в 2009-2010 гг. на 25 детей. Количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности (среднегодовое) уменьшилась на 28 класса в связи с сокращением численности обучающихся в 2009-2010 гг. на 51 ребенка.
Средняя стоимость содержания одного класса в муниципальных общеобразовательных учреждениях в муниципальном районе увеличилось на 21012 руб. в сравнении с 2009 г. это связанно с сокращением классов в образовательных учреждениях.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование увеличился на 6552,63 руб. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств уменьшился на 3718,75 руб. Объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование в части текущих расходов увеличился на 11926,59 руб. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату труда увеличились на 6301,67 руб. в сравнении с 2009 г. Причина: изменение статуса ОУ – 10 учреждении, ликвидация ОУ – 4 учреждений.
Во всех 22 образовательных учреждениях и 9 структурных подразделениях организовано питание обучающихся, в том числе за счет областного и муниципального бюджетов, родительской платы. Горячим питанием охвачено 3444 обучающихся (98,3%), 54 человека получают буфетную продукцию. Дополнительную дотацию на питание из муниципального бюджета получают 377 обучающихся, находящихся на подвозе. В целях удешевления питания используется продукция, выращенная на пришкольных участках (на общую сумму 88,7 тыс. руб.). В 2010 году из муниципального бюджета на питание школьников выделено более 1,6 млн. рублей.
Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности уменьшилось на 1670 человек в сравнении с 2009 г. Основная причина снижения численности детей получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности изменение методики расчета показателя.
Объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование и Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда уменьшены в связи с оптимизацией дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств увеличился на 43,400 руб. в сравнении с 2009 г. За счет подготовки оздоровительного лагеря к оздоровительному сезону.
В 2010 году было продолжено информационно-техническое обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях. Важным условием явилось создание районного ресурсного центра информатизации, развитие деятельности которого послужило совершенствованию профессионального мастерства педагогов. В рамках реализации ПНПО все общеобразовательных учреждений подключены к сети Интернет. Во всех школах созданы сайты. Начата информатизация начальных малокомплектных школ. Компьютерное оборудование и мультимедийный комплекс рабочего места учителя установлены в 4 начальных школах.

Физическая культура и спорт

В Черлакском муниципальном районе систематически занимаются физической культурой и спортом 6328 человек, что на 154 человека больше уровня прошлого года
В 2010 году в районе проведено более 70 спортивно-массовых мероприятий. Это участие в областных спортивно-культурных праздниках «Называевск 2010» - 60 чел., «Праздник севера» - 60 чел., во Всероссийских массовых мероприятиях «Лыжня России», «Кросс нации» более 100 чел. В районных спортивно-массовых мероприятиях «Снежинка - Большой Атмас», «Королева спорта – Татарка», «День физкультурника», «Кожаный мяч», «Золотая шайба» приняло участие более 1100 чел. С интересом прошли традиционные массовые мероприятия среди школьников и молодежи «Орлята России» - 140 чел., «Спартакиада призывной молодежи» - 130 чел., популярные соревнования «Дворовый футбол» по трем возрастным группам проходили с июня по сентябрь месяц. В нем приняло участие 18 команд, более 200 чел. В районной легкоатлетической эстафете по улицам р.п. Черлак приняли участие физкультурники всех возрастных категорий, 183 чел.
На развитие физкультуры и спорта в районе за 2010 год из районного бюджета было выделено 686,9 тыс. рублей, направленные на спортивно-массовые мероприятия, приобретение спортинвентаря и оборудования, ремонт спортивных сооружений.
С целью привлечения внебюджетных средств в развитие спорта в районе активно реализуются новые формы социального партнерства между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами района. Из числа руководителей организаций и предпринимателей создан попечительский совет по спорту, которому за год удалость дополнительно привлечь 75 тыс. руб. внебюджетных средств, направленных на улучшение материально-технической базы спортивных учреждений, обеспечение тренировочного процесса и участия в соревнованиях спортсменов района.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем.

В 2010 году на территории Черлакского муниципального района введено в эксплуатацию 109 жилых домов общей площадью 10 548 кв.м., в 2009 году введен в эксплуатацию 71 дом общей площадью 8718 кв. м, задание по вводу в эксплуатацию жилья в 2011 году - 14 000 кв.м.
По федеральной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья в северо-восточной части р.п. Черлак построено 23 двухквартирных жилых дома, общей площадью 1 906 кв.м. на которые из бюджетов всех уровней было выделено свыше 53 млн. руб. Справили новоселье 46 семей.
Государственную поддержку в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий в 2010 году получили 49 человек, из них 41 ветеран Великой Отечественной войны
Заканчивается строительство административного комплекса и двух трехэтажных жилых домов на 75 квартир, общей площадью 4 883 кв.м. в р.п. Черлак для пограничников.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила в 2010 году 24,7 кв. м, 409 жилых квартир приходится в расчете на 1000 человек населения. Увеличение данных показателей произошло в связи с уменьшением численности населения по уточненным данным Всероссийской переписи населения и увеличением объема введенного в эксплуатацию жилья. В последующие годы планируется увеличение данного показателя в связи с увеличением объема введенного в эксплуатацию жилья.
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными в 2009 году составила 0,6 процента, в 2010 году – 0,4 процента. Планируется уменьшение данного показателя в связи со строительством жилья в муниципальном районе по Региональной адресной программе переселения граждан из аварийного жилья и переселением граждан из аварийного жилья. В 2009 году переселено 17 человек, в 2010 году переселено 113 человек, в 2011 году планируется переселить 88 человек.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами в 2010 году составило 32% от числа опрошенных, что на 2% выше уровня 2009 года.
Одним из условий реформирования ЖКХ является переход на новые формы управления многоквартирными жилыми домами. В районе 2653 многоквартирных жилых домов, общая площадь 362,5 тыс. кв. метров, из них в муниципальной собственности находится 55 двухквартирных домов. Основную часть составляют двухквартирные дома, не имеющие общих систем инженерной инфраструктуры. Все многоквартирные дома выбрали способ управления. В тоже время основная часть собственников многоквартирных домов выбрали непосредственный способ управления – 1851 домов (69,77%), управление посредствам управляющей компании 688 домов (25,93%), посредством ТСЖ 114 домов (4,3%). Требования Федерального закона № 185-ФЗ, в части обеспечения управления многоквартирными жилыми домами ТСЖ не менее 10% от общего количества многоквартирных домов муниципального образования, выполнило только Черлакское городское поселение, где в управляющей компании - 394 дома (73,8%), ТСЖ – 108 домов (20,2%), непосредственный способ управления – 32 дома (6%). Данная ситуация существенно усложняет участие сельских поселений района в программах реформирования ЖКК (капитального ремонта многоквартирных жилых домов, переселение из ветхого и аварийного жилья и т.д.), не позволяет добиться эффективного управления жильем собственниками многоквартирных домов.
На постоянной основе осуществляется работа по государственному кадастровому учету земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Доля многоквартирных жилых домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в 2010 году составила 23,5%, что на 1,1% выше уровня 2009 года.
Благодаря участию муниципального района в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, уменьшена доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и составляет 0,4% (в 2009 году – 0,5%).
В 2010 году в рамках Программы областного Правительства по переводу мазутных котельных на уголь, проведены реконструкции 2 котельных № 17 с. Татарка и № 22 с. Курумбель. На эти цели из областного бюджета выделено 8,0 и 3,3 млн. рублей соответственно. Завершена реконструкция котельной № 13 с. Большой Атмас с переводом ее на природный газ, стоимость реконструкции данной котельной 9 млн. рублей. Ожидаемый экономический эффект от перевода вышеназванных мазутных котельных на каменный уголь и природный газ по итогам отопительного периода составит 5 миллионов рублей.
Данные мероприятия позволили на порядок сократить потребление топочного мазута в районе. В текущем отопительном сезоне на предприятии осталась всего 1 мазутная котельная № 15 с. Красный Октябрь, но и по данной котельной разработаны и согласовываются планы модернизации.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на жилищно-коммунальное хозяйство в 2010 году увеличился в сравнении с 2009 годом на 60559,8 т.р. за счет увеличения объемом бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств направленных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, газификацию села Большой Атмас, модернизацию мазутных котельных.

Муниципальное управление
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов по итогам 2010 года ниже на 2,42 процентных пункта уровня 2009 года в связи с уменьшением дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц, а также увеличения безвозмездных поступлений вышестоящих бюджетов, в том числе по программам переселения из ветхого и аварийного жилья и модернизации объектов коммунальной сферы.
В связи с прогнозируемым сокращением доли средств выделяемых из областного бюджета, а так же увеличением налоговых доходов, в 2011-2013 годах доля налоговых и неналоговых доходов будет расти.
Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, в 2010 году равна 368,2%, в 2009 году - 307,2%. Рост происходит за счет мер, реализуемых органами местного самоуправления муниципального района. Большое внимание уделяется повышению квалификации и обучению, специалистов сферы культуры, укреплению материально-технической базы. Соответственно повышается уровень предоставляемых услуг, внедряются инновационные формы работы. В 2011-2013 годах за счет улучшения качества, предоставляемых услуг планируется рост показателя до 373,8 %, увеличение отчасти произойдет и по причине уменьшения численности населения в муниципальном районе.
В 2009 году уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа составил 228%. В 2010 году снизился на 7%. Снижение произошло из-за перехода Курумбельского КДЦ в другое здание, более теплое и менее затратное.
Библиотечная сеть в муниципальном районе состоит из 27 библиотек. Уровень фактической обеспеченности составляет 60%.
На 2011-2013 годы обеспеченность учреждениями культуры клубного типа и библиотеками сохранится на уровне 2010 года.
Согласно данным социологического опроса удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры за 2009 год составила 96,8%, в 2010 году - 98,8%.
Анализ удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры показывает, что жители района дают высокую оценку организации и проведению культурных массовых мероприятий, библиотечного обслуживания, на 100% удовлетворены качеством услуг, предоставляемых школами искусств.
На 2011-2013 годы планируется увеличить процент удовлетворенных качеством предоставляемых услуг в сфере культуры до 99,2%. Увеличение произойдет за счет реализации ведомственной целевой программы «Развитие отрасли культуры Черлакского муниципального района на 2011-2013 годы».
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на культуру в 2010 году составил 27204,7 тыс. руб. (-323,9 тыс. руб. к 2009 г.). Общий объем расходов бюджета в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда в 2010 году составил 17574,3 тыс. руб. (- 2127,1 тыс. руб. к 2009 г.). Снижение произошло в результате уменьшения субсидии из областного бюджета на выплату заработной платы.
Улучшение показателя в прогнозируемом периоде произойдет за счет увеличения субсидии из областного бюджета на выплату заработной платы.
В 2009 и 2010 годах на территории района муниципальные автономные учреждения не создавались. В 2010 году утверждена нормативно-правовая база по созданию автономных учреждений в Черлакском муниципальном районе. На сегодняшний день создание автономных учреждений на базе действующих муниципальных учреждений нецелесообразно. На 01.01.2011 года в районе действует 63 муниципальных учреждения. На основе анализа деятельности существующих муниципальных учреждений в 2013 году планируется создать 1 автономное муниципальное учреждение путем изменения типа существующего.
В 2010 году в стадии банкротства находилось 2 муниципальных унитарных предприятия. Стоимость основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства (на конец года) составила 1913,5 тыс. руб. В прогнозируемом периоде данный показатель планируется снизить до нуля, для этого проводятся мероприятия по оптимизации численности МУПов на территории района и улучшению их финансового состояния.
В 2010 году доля трудоустроенных граждан по сравнению с 2009 годом выросла на 13,4 процента. Рост показателя достигнут за счет:
- числа участников программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области в 2010 году по направлениям: организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными - 200 человек, стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений (включая наставничество) – 48 человек, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан 44 человека.
- создания новых рабочих мест: супермаркет "Меркурий" – 27 человек, открытие нового детского сада 19 человек, создания нового предприятия ООО "Память Гейко" – 71 человек.
В 2011 году ожидается снижение показателя "Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные службы занятости населения с целью поиска подходящей работы", в связи с отсутствием в Программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области в 2011 году направления "Временное трудоустройство работников организаций, находящихся под угрозой увольнения", а также признанных в установленном порядке безработными", а также с отсутствием создания в Черлакском муниципальном районе новых рабочих мест.
Общий объем расходов районного бюджета составил 456,9 млн. руб., что на 18,6% больше уровня 2009 года. Объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств составил 100,2 млн. руб., что на 83,5 млн. руб. больше показателя 2009 года. Рост расходов бюджета произошел за счет увеличения финансирования муниципальных программ за счет федерального и областного бюджетов (в том числе по программам переселения из ветхого и аварийного жилья и модернизации объектов коммунальной сферы)
Объем расходов на содержание работников органов местного самоуправления в 2010 году составил 26,7 млн. руб., в расчете на одного жителя данный показатель составил 879,8 руб., рост в сравнении с 2009 годом на 131,7 руб. сложился по причине сокращения среднегодовой численности населения по данным по уточненным данным всероссийской переписи населения.
Всего органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями района оказываются 63 муниципальные услуги. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» постановлением главы Черлакского муниципального района от 24 августа 2010 года № 1734-р был утвержден Перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления и муниципальным и учреждениями Черлакского муниципального района. В данный перечень вошли 22 первоочередные услуги. Кроме того, постановлением главы Черлакского муниципального района от 24 августа 2010 года № 1735-р был утвержден План перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Черлакского муниципального района. В соответствии с утвержденным планом муниципальными учреждениями на все первоочередные услуги были разработаны и утверждены административные регламенты. В настоящее время проводится работа по размещению муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг Омской области.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

В целях сокращение энергетических издержек и объема используемых энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере, оптимизация бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов района в течение отчетного периода осуществлялся комплекс мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ:
- разработана и утверждена долгосрочная целевая муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Черлакском муниципальном районе на 2010-2020 годы»
- разработаны и утверждены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием администрации Черлакского района;
- разработаны и утверждены программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности всеми организациями с участием администрации Черлакского района;
- проведено обучение в сфере энергосбережения и энергетической эффективности 36 специалистов муниципальных бюджетных учреждений по программе «Управление деятельностью и изменениями в области энергосбережения и энергоэффективности»;
- заключены договора на поставку и установку приборов учета тепловой энергии муниципальным бюджетным учреждениям.
По итогам 2010 года наблюдается снижение потребления электрической энергии в связи с приобретением энергосберегающих ламп, снижение потребления тепловой энергии и холодной воды за счет установления приборов учета, повышения систем теплоснабжения (замена окон на энергоэффективные пластиковые, уплотнение щелей оконных и дверных проемов, утепление наружных ограждающих конструкций).
Наблюдается увеличение потребления электрической энергии и воды в связи со снижением численности населения района. Увеличение объемов газа связано с переходом котельных бюджетных учреждений на природный газ.

Охрана окружающей среды и благоустройство территории.

В муниципальном районе твердые бытовые отходы размещаются на 43 полигонах, свалках, площадках за пределами населенных пунктов.
По всем полигонам, свалкам произведен выбор земляных участков, акты выбора, получены кадастровые планы.
В Черлакском городском поселении свалкой занималась ООО УК «Партнер», ежегодно на содержание свалки районный бюджет выделял денежные средства в размере 500 тыс. рублей.
В настоящее время свалка твердых и жидких бытовых отходов передана в аренду ООО «Экотехнология».
Подготовлены и зарегистрированы в УФРС, оформлены свидетельства на право собственности по Николаевскому и Южно-Подольскому сельских поселениям.
На регистрации находятся документы по Курумбельскому, Елизаветинскому, Татарскому, Солянскому, Краснооктябрьскому сельским поселениям.
По Иртышскому сельскому поселению подготовлены акты выбора земельного участка, заключен договор на разработку санитарно-защитных зон с институтом «Омскпроект», но из-за отсутствия средств работы приостановлены.
В целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов ежегодно проводятся месячники по благоустройству, в конце апреля проводится субботник по благоустройству и наведению порядка на придомовых и прилегающих территориях, скверах, парках, газонах, тротуарах, производится уборка сухих деревьев, ликвидации несанкционированных свалок, ремонт и покраска заборов, ограждений, ремонт мелких архитектурных форм, посадка деревьев, кустарников, цветов и т.д.
Ежегодно в период проведения месячника мобилизуется техника для вывоза мусора и благоустройства в количестве до 100 единиц, привлекается около 7 тыс. участников, вывозится более 2 тыс. куб. м, производится посадка деревьев, кустарников более 3 тыс., причем в последнее время производится высадка деревьев и кустарников благородных сортов (яблоня, пирамидальный тополь, сирень, вишня, шиповник и т.д.), готовятся клумбы и высаживается рассада цветов.
На территории муниципального района утверждены правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории населенных пунктов в течение 2007-2009 годов, о порядке сбора отходов на территории поселений, о мерах по выявлению и уничтожению дикорастущих зарослей наркосодержащих растений, о проведении единых санитарных дней, о закреплении физических и юридических лиц за содержанием территорий поселений.
Расходы местных бюджетов на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (улиц) составляли за 2010 год составляли 2959,3 тыс. рублей, на содержание (грейдирование, ямочный ремонт, установка дорожных знаков) 5428,3 тыс. рублей.
Расходы местных бюджетов на благоустройство составили в 2009 году -9,582 млн. руб., в т.ч. городское поселение - 4,8 млн. руб., сельских - 4,782 млн. руб., в 2010 г. по городскому поселению затраты составили 5,1 млн. рублей, сельских поселений - 4,7 млн. рублей.
Проводятся конкурсы по вопросам благоустройства населенных пунктов в 9 поселениях, по итогам работ по благоустройству Черлакского городского поселения в 2007 году занято 3 место в области, в 2008 году - 2 место.
Работают административные комиссии по правонарушениям в сфере благоустройства, засорения территорий.
Проводятся мероприятия по защите населенных пунктов от сезонных подтоплений, очистке водостоков, вывозу снега, затраты составляют 563,01 тыс. рублей.
В р.п. Черлак проводились мероприятия по укреплению оврагов, затрачено около 100 тыс. рублей.
В р.п. Черлак и с. Николаевка продолжаются работы по восстановлению парковых зон, проведена выкорчевка старых деревьев, рекультивация, обустроены две детские площадки.
Проводятся работы по организации уличного освещения, кроме оплаты за потребляемую электроэнергию, ведутся работы по внедрению энергосберегающих технологий, замене уличных фонарей, энергосберегающих ламп, электросчетчиков, фото-реле, электротехнических материалов.

 

Глава муниципального района В.Г. Яцковский

 


 

версия для печати