Черлакский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Список МО > Администрация Черлакского муниципального района > Администрация Черлакского муниципального района > Социально-экономическое развитие района

Доклад

о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Черлакского муниципального района Омской области за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период

Черлакский район Омской области территориально расположен в южной части региона. Районный центр – р.п. Черлак – находится в 142 км от Омска и в 50 км от ближайшей железнодорожной станции «Черлак».
Черлакский район граничит: с Республикой Казахстан, Нововаршавским, Оконешниковским, Омским муниципальными районами Омской области, Чистоозерным районом Новосибирской области.
Протяженность (с дальних точек района) составляет с севера на юг – 110 км, с запада на восток – 90 км. Территория района занимает 4,3 тыс. км2.
По данным переписи населения 2010 года по состоянию на 01.01.2011 года в районе проживает 30,2 тыс. человек, более 43 национальностей. Наиболее многочисленные национальности: русские, немцы, казахи, украинцы.
Черлакский муниципальный район состоит из 1 городского и 10 сельских поселений.
Район сельскохозяйственный, занимающийся растениеводством и молочно-мясным животноводством. В структуре экономики продукция сельского хозяйства составляет более 50 %.
Социально-экономическая политика администрации Черлакского муниципального района в 2010 году осуществлялась в соответствии с вопросами местного значения муниципального района и полномочиями органов местного самоуправления, регламентируемыми Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", целями и задачами Программы социально-экономического развития Черлакского муниципального района на среднесрочную перспективу (2006-2010 годы), Планом действий социально-экономического развития администрации Черлакского муниципального района на 2011 год, а также с учетом положений Плана действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2011 год, и была ориентирована на развитие экономического потенциала района, повышение эффективности управления, повышение качества жизни населения.
Основными направлениями социально-экономической политики района 2011 года являлись:
- дальнейшее развитие экономического потенциала Черлакского муниципального района Омской области роста инвестиций в основной капитал, развития малого предпринимательства, развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, развития строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;
- максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных жилищно-коммунальных услугах путем реформирования жилищно-коммунального хозяйства на основе создания коммунальной среды;
- обеспечение роста благосостояния населения, сохранение стабильности на районном рынке труда, повышение конкурентоспособности рабочей силы и эффективности использования трудовых ресурсов;
- достижение современного качества общего и дошкольного образования, повышение качества, эффективности и доступности медицинского обслуживания, формирование условий для положительной динамики демографических показателей, реализация программ в области молодежной политики, физической культуры и спорта;
- повышение эффективности муниципального управления.

Экономическое развитие
Дорожное хозяйство и транспорт
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящаяся в собственности Черлакского муниципального района составляет 7,5 км, в том числе подъезд к д. Подлесное – 3 км, подъезд к железнодорожной станции Черлак – 3 км, подъезд к железнодорожному тупику станции Черлак – 1,5 км.
В результате проверки качества автомобильных дорог общего пользования местного значения, проведенной в 2011 году, установлено, что нормативным требованиям не отвечают 6,4 км дорог (85%).
Постановлением администрации Черлакского муниципального района №239-п от 28 сентября 2010 года утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Модернизация и развитие автомобильных дорог Черлакского района Омской области (2010-2025 годы)». В соответствии с которой, в 2011 году проведены подготовительные работы (геология, топосъемка, экспертиза) для подготовки проектной документации на проведение капитального ремонта автомобильной дороги 1,5 км - подъезд к д. Васьковка. На данные цели из средств районного бюджета в 2011 году направлено 320 тыс. руб. В 2012 году будет подготовлена проектная документация, с целью дальнейшего участия в федеральный программе модернизации автомобильных дорог.
В дальнейшем запланирован капитальный ремонт автомобильной дороги 3 км - подъезд к д. Подлесное, ремонт автомобильной дороги от федеральной трассы до железнодорожной станции Черлак – 3 км.

Общий объем расходов бюджета муниципального района на транспорт в 2010 году составил 70,3 тыс. руб. В 2011 данный показатель увеличится на 13,8%.

Развитие малого предпринимательства
На 01.01.2012 года в Черлакском районе состояло на учете 802 субъектов малого предпринимательства, в том числе 627 индивидуальных предпринимателей. Численность работников занятых у субъектов малого предпринимательства составляет 2 594 человек, что составляет 16,4% от численности экономически активного населения района, и на 99 человек (4 %) больше уровня 2010 года. Среднемесячная заработная плата работников на малых предприятиях района по итогам года составила 7 350 руб. Рост к аналогичному периоду прошлого года составил 106,2%. Общий объем отгруженной субъектами малого предпринимательства продукции собственного производства по итогам 2011 года превысил 347,3 млн. руб., что составило 104,4% уровня 2010 года. Сумма налоговых поступлений от данной категории налогоплательщиков в консолидированный бюджет муниципального района в 2011 году составила более 25 млн. руб. Общий объем инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства составил 163,9 млн. руб., что в 2,3 раза выше уровня прошлого года (70,7 млн. руб.).
В 2011 году было введено в эксплуатацию 3 новых перерабатывающих производства: цех по переработки молока (ЗАО «Большеатмасское), цех по производству колбасных изделий (ИП Сурнин Е.С.), мукомольное производство (ООО «Соляное»). Завершается реализация проекта по строительству цеха по убою скота и переработке мяса в с. Соляное (ИП Захаров О.В.).
Отмечая большую значимость данного сектора, следует отметить, что для обеспечения реального динамизма его развития необходима поддержка, как со стороны государства, так и местных органов власти.
В 2011 году в региональный фонд поддержки малого предпринимательства на предоставление грантовой поддержки на открытие и развитие своего дела от Черлакского района поступило 24 заявки, 14 субъектов малого предпринимательства получили гранты на реализацию своих бизнес проектов в сумме 200 тыс. руб. каждый. Четыре СМП воспользовались поручительством Фонда при получении кредитных средств. По линии Министерства экономики Омской области по одной заявке получено возмещение расходов по договорам лизинга на приобретение оборудования в сумме 400 тыс. руб., по одной заявке получено возмещение затрат на реализацию программы энергосбережения в размере 100 тыс. руб., ООО «Черлакский мясокомбинат» получено возмещение затрат на приобретение холодильного оборудования, применяемого для участия в региональных ярмарках, (145 тыс. руб.), 2 субъекта малого предпринимательства воспользовались субсидией на возмещение части уплаченных процентов по заемным средствам банков на общую сумму более 149 тыс. руб.
В рамках региональной программы содействия развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан в 2011 году субсидии на открытие собственного дела получили 15 граждан на сумму 1 911 тыс. руб., в том числе на организацию собственного дела - 970,2 тыс. руб. и 940,8 тыс. руб. на создание новых рабочих мест. Дополнительно создано 36 рабочих мест.
В 2011 году значительно увеличены объемы финансирования долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Черлакском муниципальном районе (2010-2014 годы)». Общая сумма средств районного бюджета на реализацию программы превысила 549 тыс. руб., что на 375 тыс. руб. больше 2010 года.
За счет средств муниципальной программы реализованы следующие основные мероприятия:
1. Проведен ежегодный конкурс «Предприниматель года» с отбором 10 победителей по разным номинациям, с выплатой премии в размере 5 тыс. рублей каждому и вручением дипломов;
2. Проведен районный конкурс на предоставление муниципальной грантовой поддержки СМП района. Выданы гранты 3 предпринимателям в сумме 100 тыс. руб. по каждому проекту.
3. Проведены конкурсы среди школьников старших классов «Я – предприниматель» и «Моя бизнес идея».
4. Организован конкурс на предоставление субсидий СМП на компенсацию затрат на обучение специалистов для СМП; возмещение части затрат по оплате коммунальных платежей и части затрат по оплате за арендованные земельные участки, недвижимое имущество (помещения), используемые для ведения бизнеса; возмещение части затрат на приобретение основных средств СМП, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции. Субсидии предоставлены на общую сумму 90 тыс. руб.
В целях реализации полномочий по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в районе 2010 году был утвержден Перечень имущества предоставляемого СМСП в количестве 3 объектов площадью 2601,6 кв. м, В 2011 году в перечень включен дополнительный объект недвижимости. На сегодняшний день Перечень включает 4 объекта площадью 2682 кв.м. К 2013 году планируется увеличить площадь имущества включенного в Перечень до 3950 кв.м. в результате мероприятий по оптимизации имущества, не используемого для обеспечения уставной деятельности бюджетных учреждений.
Доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, в общем годовом объеме заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд по итогам 2011 года составила 14,6%.

Улучшение инвестиционной привлекательности
Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств по итогам 2011 года составил 150,7 млн. руб. В расчете на 1 жителя района данный показатель составил 4,99 тыс. руб. Что составляет 68,5% уровня прошлого года.
Инвестиции обеспечены за счет строительства внутрипоселковых газопроводов и водопроводных сетей, а также за счет вложений в основной капитал сельскохозяйственных предприятий и субъектов малого предпринимательства, привлечение инвестиций в развитие, модернизацию и обновление основных фондов, строительства и реконструкции объектов недвижимости, в том числе строительства жилья.
В 2011 году администрацией муниципального района проведены работы по формированию 4 земельных участков площадью 4967 кв.м., предназначенных для строительства, предоставление которых проведено по результатам аукционов. Доля земельных участков предоставленных для строительства по результатам торгов, в общей площади земельных участков в муниципальном районе, предоставленных для строительства составила 31,5%. В дальнейшем планируется не менее 20% земельных участков предоставлять для строительства по результатам аукциона, для этих целей, предусматривать в бюджете муниципального района финансирование на формирование земельных участков и постановку их на кадастровый учет.
По итогам 2011 года доля земельных участков, в отношении которых юридическими лицами переоформлено право постоянного бессрочного пользования на право аренды или собственность переоформленных земельных участков составила 92,8 %.

Сельское хозяйство
Основная составляющая экономики района – сельское хозяйство.
На территории района в настоящее время осуществляют деятельность 16 сельскохозяйственных организаций, 1 сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив, 68 крестьянско-фермерских хозяйств. Активно развиваются личные подсобные хозяйства. Увеличение количества сельскохозяйственных предприятий в сравнении с 2010 годом произошло по причине регистрации 2 организаций, осуществляющих деятельность в области рыбоводства:
1) ООО «Иртышское рыбное хозяйство».
2) ООО «Рыбный двор.
Валовой продукции произведено сельскохозяйственными предприятиями на сумму более 631 млн. руб. Анализ производственно-экономической деятельности показал, что за исключение СПК «Красный Октябрь» и ООО «Рыбный двор», убытки которых в основном связаны с вложениями в модернизацию производства, все сельхозпредприятия района в 2011 году сработали с положительным финансовым результатом. Общая сумма полученной прибыли составила 67 млн. рублей. Наибольшая доля полученной прибыли приходится на ООО «Соляное», ООО «Южное», КХ «Тритикум».
За истекший год, сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности произведено 6,1 тыс. тонн мяса, молока - 39,0 тыс. тонн. Надой на 1 фуражную корову увеличился на 177кг. и составил 3400 кг. Во всех формах хозяйствования поголовье коров увеличилось на 115 головы, и составляет 9444 головы.
В 2011 году произведено 153 тыс. тонн зерна, 17,8 тыс. тонн картофеля, 6 тыс. тонн овощей и бахчевых культур. С учетом переходящих запасов в сельхозорганизациях и ЛПХ, заготовлено 44,9 тыс. тонн неконцентрированных кормов или 28,9 ц.к.е. на 1 условную голову.
Для выполнения производственной программы развития сельского хозяйства было привлечено 97 млн. руб. кредитных ресурсов.
В 2011 году площади зерновых культур составили 96,7тыс. га. Из них 73% посевных площадей были заняты основной продовольственной культурой - пшеницей, урожайность которой составила 16,3 ц/га
Площадь фактически используемых сельскохозяйственных угодий муниципального района за 2011 года увеличилась на 13,75 тыс. га, в том числе посевная площадь к уровню 2010 года увеличилась на 3,5 тыс. га.
Доля обрабатываемой пашни в общей площади пашни муниципального района увеличилась на 5,7%.
Сохраняется низкий процент использования сельскохозяйственных угодий в Курумбельском и Медетском сельских поселениях около 80 тыс. га в связи с низким бонитетом, удаленности от районного центра и отсутствия необходимых ресурсов. Часть сенокосов и пастбищ находятся на левом берегу Иртыша. При низком качестве кормов расходы на их заготовку значительные и не эффективны.
Для выполнения всего комплекса полевых работ, технического перевооружения хозяйств, развития инфраструктуры сельских поселений, было привлечено более 120 млн. рублей кредитных ресурсов. С учетом пролонгации, на 1 января 2012 года все заемщики выполняют свои обязательства перед банками, что позволит хозяйствам района войти в полевые работы 2012 года без особых финансовых проблем.
За прошедший год АПК района получил финансовую поддержку их областного и федерального бюджетов на общую сумму 63 млн. руб. В том числе:
- в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, хозяйствам и населению - 29,3 млн. руб., возмещения по приобретению элитных семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, страхование урожая - 13,3 млн. руб.
- возмещение затрат по поддержке племенного животноводства, производству молока, приобретению и выращиванию рыбопосадочного материала - 14 млн. руб.,
- газификация и водоснабжение на селе - 6,4 млн. руб.
Кроме того по программе «Социальное развитие села до 2012 года», в строительство жилья на селе вложено 2,2 млн. руб. федеральных и областных инвестиций.
В 2011 году хозяйствами всех форм собственности было приобретено техники на сумму более 175 млн. руб., в том числе более 43 млн. руб. собственные средства. Что позволило значительно укрепить парк кормозаготовительной техники, провести модернизацию животноводческого оборудования в ряде хозяйств.

Доходы населения
Основной целью повышения уровня жизни населения в течение года являлось повышение уровня средней заработной платы, недопущение возникновения задолженности по выплате заработной платы и сокращение безработицы среди экономически активного населения.
По балансу трудовых ресурсов на 01 января 2012 года численность населения в трудоспособном возрасте в Черлакском муниципальном районе составила 20,5 тыс. человек, численность экономически активного населения составляет 15,5 тыс. человек. Занято в экономике района 13,5 тыс. человек, из них занятые в личном подсобном хозяйстве 2,4 тыс. человек. По отраслям экономической деятельности снизилась численность занятого населения в таких сферах как сельское хозяйство, образование, предоставление коммунальных услуг. При этом изменилась численность трудовых ресурсов на 01.01.2012г. существенно не изменилась. В то же время изменяется состав трудовых ресурсов в части уменьшения трудящихся в трудоспособном возрасте и соответствующего увеличения количества работающих старше трудоспособного возраста.
Средняя номинальная начисленная заработная плата в целом по району возросла с 11200,2 руб. в 2010 году до 12469,9 руб. по итогам 2011 года.
Средняя номинальная начисленная муниципальных детский дошкольных учреждениях в 2011 году увеличилась на 2279,7 руб. (32,4%), в муниципальных образовательных учреждениях – 1474,1 руб. (12,4%), в том числе учителей муниципальных образовательных учреждений – 2843,02 руб. (21,4%) и прочих работающих муниципальных образовательных учреждений – 537,69 руб. (5,9%). Данные показатели достигнуты за счет оптимизация штатной численности работников образования, мероприятий, направленных на повышение заработной платы работников образования, включение льгот социального характера.
Рост среднемесячной заработной платы в учреждениях здравоохранения в сравнении с 2010 годом составил 1131,4 руб. (12,1%), в том числе врачей на 2467,4 руб. (11,6%), среднего медицинского персонала на 1364,5 руб. (15,2%).

Здравоохранение и здоровье населения.

Удовлетворенность населения медицинской помощью в Черлакском муниципальном районе выше уровня 2010 года на 11,2%.
Тенденция в динамике общественного здоровья населения района по ряду основных показателей сохраняет неблагоприятную направленность.
В структуре смертности продолжают быть на первом месте сердечно-сосудистые заболевания - 42%, на втором месте нарушение мозгового кровообращения -13,6%. , на третьем месте онкозаболевания – 12,3%, на четвертом месте травмы и отравления -7,4%. За 2011 год зарегистрировано 2 случая смерти от туберкулеза.
Доля умерших в трудоспособном возрасте в 2011 году выросла и составила 28,6 от общего количества смертей (в 2010г. – 27,2). В структуре смертности лиц трудоспособного возраста ведущее место занимают несчастные случаи, суициды, травмы, онкопатология, молодеет сердечно-сосудистая патология. Увеличилась доля умерших мужчин с 52,5% до 61,4%.
Отмечено увеличение показателя младенческой смертности до 13,5 случаев на 1000 родившихся (в 2010 – 4,7). За год умерло 6 младенцев.
Число случаев заболеваний с впервые установленным диагнозом в сравнении с 2010 годом сократилось на 6,9%.
Наиболее интенсивный рост общей заболеваемости отмечается по болезням органов дыхания, сердечнососудистых заболеваний, туберкулеза, онкологии. В структуре заболеваемости детей и подростков доминируют болезни органов пищеварения, органов дыхания, нарушение осанки, пониженное зрение. Существенные проблемы в состоянии здоровья населения обусловлены ростом число заболеваний, связанных с социальными причинами: безработица, низкий уровень доходов сельского населения, наркомания и алкоголизм.
Увеличилась онкологическая заболеваемость населения, в том числе за счет целенаправленной работы смотрового кабинета, где 17 случаев выявлено в I-II стадии заболевания видимых локализаций. Запущенность и смертность остается на прежнем уровне. Остается не на должном уровне количество флюорографических обследований населения – охват населения (18 лет и старше) профилактическими осмотрами на туберкулез составил 73,6%.
Тем не менее, в отчетном году отмечено снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями, положительную роль в этом сыграла привитость населения против гриппа. Снизилась в сравнении с 2010 годом заболеваемость туберкулезом. Все бациллярные больные госпитализированы. Дети из очагов туберкулезной инфекции проходили курс реабилитации в условиях санатория с. Красноярка.
Медицинское обслуживание Черлакского района осуществляется центральной районной больницей на 204 койки, 2 участковыми больницами на 50 коек, 5 врачебными амбулаториями на 21 койку дневного стационара, 30 фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП), оказывающими как первичную, так и специализированную помощь населению.
В 2010 году перед здравоохранением района первоочередными задачами являлось сохранить кадровый состав и объемы медицинской помощи населению, используя имеющийся материально-технический и кадровый потенциал, улучшить основные планово-экономические и качественные показатели работы здравоохранения района, развивать менее затратные виды медицинской помощи, по возможности улучшить демографические показатели
В целом планы по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Черлакского района Омской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год МУЗ «Черлакская ЦРБ» выполнены.
В течение года много внимания уделялось развитию материально-технической базы учреждений здравоохранения. За счет средств местного бюджета приобретены компьютеры для работы программ национального проекта «Здоровье», с целью организации электронной регистратуры, несколько единиц следящей аппаратуры.
За год 7 человек получили высокотехнологическую помощь, в том числе 2 детей.
По программе модернизации здравоохранения в 2011 году проведен капитальный ремонт врачебных амбулаторий в с. Соляное и с. Татарка. На реализацию данных мероприятий из бюджетов всех уровней выделено 2,5 млн. руб. В ноябре 2011 года получено новый аппарат для ультразвуковой диагностики (УЗИ) стоимостью 700 тыс. руб.
Общий объем финансирования здравоохранения района составил более 140,5 млн. руб., в том числе за счет средств районного бюджета 68,1 млн. руб., что на 18,8% больше уровня 2010 года
Из всех источников финансирования на здравоохранение в расчете на одного жителя района потрачено 4106 рублей. Расходы на лечение одного больного в день в стационаре составили 1022 руб. Стоимость одного койко-дня стационара составила 362,4 руб. Стоимость вызова скорой медицинской помощи 463,9 руб.
Острой проблемой здравоохранения района продолжает являться недостаток медицинских кадров: в медицинских учреждениях работает 62 врача и 238 средних медицинских работников, что от необходимого составляет 63,6% и 87,8% соответственно, 50% врачей имеют квалификацию 1 и 2 категории. Тенденция сокращения численности врачей также отрицательно сказывается на общем состоянии здравоохранения района.
В 2011 году в район прибыло 7 молодых специалистов, в том числе 2 врача, 5 средних медицинских работников.
За год повысили квалификацию 18 врачей, 54 средних медицинских работников.
По целевому направлению в Омской медицинской академии обучаются 12 студентов.

Дошкольное, общее и дополнительное образование.

Дошкольное образование
Администрацией Черлакского муниципального района проводится целенаправленная работа по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Для обеспечения потребностей населения в дошкольном образовании в районе функционируют 15 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 1148 детей.
Численность детей в возрасте 3 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях увеличилась на 27 человек в сравнении с 2010 г. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет в сравнении с 2010 г. уменьшилась на 3,36%, в связи с открытием в 2010 году 3-х возрастных группы в МДОУ «Черлакский детский сад № 2» и одной группы в МДОУ «Краснооктябрьский детский сад». В 2012 г. – планируется открыть на базе МДОУ «Черлакский детский сад №1» две возрастные группы на 40 мест.
Коэффициент посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличился в сравнении с 2010 г. на 10% и было вызвано внедрением в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения программ направленных на укрепление здоровья.
Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличилась на 5% в сравнении с 2010 г. И составила 34,4%
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование увеличились на 13,3 млн. руб. По причине роста бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств на 1,14 млн. руб. и увеличения расходов на оплату труда на 8,9 млн. руб.
На базе пяти школ функционируют 6 дошкольных образовательных групп, осуществляющих предшкольную подготовку, общая численность в которых составляет 87 детей. Охват предшкольной подготовкой составляет 100%.
Общее и дополнительное образование
В течение года велась работа по сохранению и развитию муниципальной системы образования, оптимизации сети образовательных учреждений, социальной поддержки педагогов и обучающихся, ресурсного обеспечения системы образования.
Система образования в целом сохранила свои параметры деятельности и продолжала функционировать и развиваться в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Приоритетного национального проекта «Образование», Регионального комплексного проекта модернизации образования Омской области, долгосрочной целевой Программы «Развитие системы образования Черлакского муниципального района (2011-2015 годы)».
В районе функционируют 39 муниципальных образовательных учреждений. В системе общего образования – 22 образовательных учреждения: 12 СОШ, гимназия, 9 ООШ, кроме того 9 структурных подразделений: 3 основных и 6 начальных школ. Численность обучающихся общеобразовательных учреждений в 2011 году –3470 человек. 15 учреждений дошкольного образования, которые посещают 1148 детей. В 2-х учреждениях дополнительного образования детей занимается 1424 обучающихся.
Все образовательные учреждения имеют лицензии и свидетельство о государственной аккредитации.
В целях обеспечения доступности качественного образования в районе осуществляется подвоз 397 учащихся по 19 маршрутам, работает 13 школьных автобусов все они соответствуют требованиям ГОСТ.
Доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений увеличился в сравнении с 2010 г. на 0,3%. Произошло за счет увеличения количества молодых специалистов, прибывших в образовательные учреждения.
Количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности (среднегодовое) в связи с оптимизаций уменьшилась на 1 класс. Количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности (среднегодовое) уменьшилась на 12 классов в связи с сокращением численности обучающихся в 2010-2011 гг. на 134 ребенка.
Средняя стоимость содержания одного класса в муниципальных общеобразовательных учреждениях в муниципальном районе увеличилось на 36838 руб. в сравнении с 2010 г. это связанно с сокращением классов в образовательных учреждениях.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование в сравнении с 2010 г. увеличился на 31436,37 тыс. руб. Прежде всего за счет увеличения расходов бюджета в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств на 7360,86 тыс. руб., роста объема расходов бюджета в части текущих расходов на 35675,8 тыс. руб. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в части текущих расходов на оплату труда и начислений на оплату труда увеличились на 17647,51 тыс. руб.
Во всех 22 образовательных учреждениях и 9 структурных подразделениях организовано питание обучающихся, в том числе за счет областного и муниципального бюджетов, родительской платы. По итогам 2011 года доля обучающихся общеобразовательных учреждений, обеспеченных организованным питанием составила – 99,8%, из них получающих горячее питание, составила 98,2% (3400 обучающихся). На организацию питания обучающихся было израсходовано 1310,2 тыс. рублей из областного бюджета, 1310,2 тыс. рублей из средств районного бюджета, также 85,1 тыс. рублей из местного бюджета выделены на организацию дополнительного питания детей, находящихся на подвозе (по 3 рубля на 1 ребёнка в день).
Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности уменьшилась на 1009 человек в сравнении с 2010 г. Основная причина снижения численности детей получающих услуги по дополнительному образованию сокращение количества детей данного возраста на 954 чел.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование увеличился на 5330,2 тыс. руб., в том числе в части расходов на оплату труда на 2105,3 тыс. руб.
Объем расходов бюджета муниципального образования на дополнительное образование в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств увеличился на 123 тыс. руб. в связи с увеличением расходов на подготовку оздоровительного лагеря к оздоровительному сезону.
Физическая культура и спорт

В Черлакском муниципальном районе систематически занимаются физической культурой и спортом 6978 человек, что на 650 человека больше уровня прошлого года
Традиционно в отчетном году прошли запланированные физкультурно-массовые мероприятия: районные спортивно-культурные праздники «Снежинка – Иртыш – 2011», «Королева спорта – Черлак – 2011», на предварительных и финальных соревнованиях приняло участие 1100 человека, отремонтирована спортивная база, приобретен спортивный инвентарь. В проведении районного «единого дня спорта» приняло участие 1112 человек, из них только в р.п. Черлак приняло участие 630 человек разного возраста. Районные соревнования для школьников по шахматам «Белая ладья», по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч», «Дворовый футбол» привлекли 580 учащихся. Были организованы и проведены соревнования по лыжным гонкам, шорт-треку, мини-футболу на снегу, соревнования по шахматам, настольному теннису, гирям, а финалом и итогом был районный зимний праздник «Снежинка – Иртыш – 2011», где приняло участие 1300 человек из 8 сельских поселений. По результатам праздника сформированы сборные района по видам спорта для участия в областном спортивно-культурном празднике «Праздник Севера – Тевриз – 2011». Спортивная делегация из 55 спортсменов по 9 видам спорта приняла участие в летней областной спартакиаде «Королева спорта – Полтавка – 2011».
За 2011 год построено 6 плоскостных спортивных площадок (2 хоккейных, 2 мини-футбольных, 2 волейбольных). Уровень фактической обеспеченности от нормативной потребности плоскостными спортивными сооружениями увеличился на 8,9%.
На развитие физкультуры и спорта в районе за 2011 год из районного бюджета было выделено 3441,42 тыс. рублей, направленные на спортивно-массовые мероприятия, приобретение спортинвентаря и оборудования, ремонт спортивных сооружений, что на 1202,1 тыс. руб. больше уровня 2010 года.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем.

В 2011 году на территории Черлакского муниципального построено и введено в эксплуатацию 105 жилых домов, общей площадью более 15 тыс. кв.м., что на 4,5 тыс. кв. м больше уровня 2010 года, в том числе 85 индивидуальных жилых домов, общей площадью 8,8 тыс. кв. м. Введено в эксплуатацию 20 многоквартирных жилых домов, общей площадью 6,2 тыс. кв. м., в том числе два трехэтажных жилых дома, 75 квартир, общей площадью 4,7 тыс.кв.м. построены по программе обустройства границы для пограничников.
По федеральной программе переселения граждан их ветхого и аварийного жилого фонда в юго-восточной части р.п. Черлак в квартале комплексной жилой застройки построено восемнадцать двухквартирных жилых домов, 88 человек улучшили свои жилищные условия. Кроме того, в данном квартале силами подрядчиков выполнено обустройство дорожного полотна, построены сети водоснабжения протяженностью 1,7 км, установлены водоразборные колонки и пожарный гидрант.
По долгосрочной Программе «Социальное развитие села» освоено 2,5 млн. рублей, работникам агропромышленного комплекса Черлакского района оказана помощь в строительстве 7 жилых домов. Три дома построено в с. Иртыш, два дома в с. Елизаветинка, по одному в р.п. Черлак и с. Татарка.
В рамках реализации долгосрочной целевой Программы «Жилище» была приобретена квартира семье инвалида стоимостью 689 тыс. руб.
По подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» оказана помощь в сумме 2,1 млн. рублей на улучшение жилищных условий пяти молодым семьям.
В течение текущего года 34 ветерана Великой Отечественной войны и члены их семей получили жилищные сертификаты на сумму 33,8 млн. руб. и улучшили свои жилищные условия.
По подпрограмме «Развитие индивидуального жилищного строительства» оказана помощь в строительстве жилых домов десяти застройщикам на сумму 8,3 млн. рублей, из них восьми застройщикам, строящим жилые дома в райцентре.
Всего зарегистрировано на территории Черлакского муниципального района 227 индивидуальных застройщиков, в том числе 130 застройщиков осуществляют строительство жилых домов в райцентре и 97 на селе.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила в 2011 году 25 кв. м, 417 жилых квартир приходится в расчете на 1000 человек населения. Увеличение данных показателей произошло в связи увеличением объема введенного в эксплуатацию жилья. В последующие годы планируется также увеличением объема введенного в эксплуатацию жилья.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами в 2011 году составило 51% от числа опрошенных, что на 2% выше уровня 2009 года.
Одним из условий реформирования ЖКХ является переход на новые формы управления многоквартирными жилыми домами. В районе 2682 многоквартирных жилых дома, общая площадь 367,4 тыс. кв. метров, из них в муниципальной собственности находится 55 двухквартирных домов. Все многоквартирные дома выбрали способ управления. В тоже время основная часть собственников многоквартирных домов выбрали непосредственный способ управления – 1880 домов (70,1%), управление посредствам управляющей компании 688 домов (25,65%), посредством ТСЖ 114 домов (4,25%). Требования Федерального закона № 185-ФЗ, в части обеспечения управления многоквартирными жилыми домами, выполнили только Черлакское городское поселение, где в управляющей компании - 394 дома (73,8%), ТСЖ – 108 домов (20,2%), непосредственный способ управления – 32 дома (6%) и Иртышское сельское поселение, где весь многоквартирный жилой фонд находится в управлении управляющей компании. Данная ситуация продолжает существенно усложнять участие сельских поселений района в программах реформирования ЖКК (капитального ремонта многоквартирных жилых домов, переселение из ветхого и аварийного жилья и т.д.), не позволяет добиться эффективного управления жильем собственниками многоквартирных домов.
В районе 89% организаций, осуществляющих деятельность в области коммунального хозяйства, и 100% организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являются коммерческими.
На постоянной основе осуществляется работа по государственному кадастровому учету земельных участков под многоквартирными жилыми домами. Доля многоквартирных жилых домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет в 2011 году составила 79%, что на 55,6% выше уровня 2010 года.
Благодаря участию муниципального района в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, уменьшена доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и составляет 0,3% (в 2009 году – 0,5%, в 2010 – 0,4%).
На 15 ноября 2011 года жилой фонд и котельные района были готовы к отопительному сезону на 100%.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на жилищно-коммунальное хозяйство в 2011 году уменьшился к 2010 году на 29569,44 тыс. руб., по причине сокращения объемов бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств в связи с окончанием газификации села Большой Атмас и модернизацию мазутных котельных.

Муниципальное управление
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью составляет 44% от числа опрошенных.
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов по итогам 2011 года составляет 13,23%, что выше на 0,02 процентных пункта уровня 2010 года.
В связи с прогнозируемым сокращением доли средств выделяемых из областного бюджета, а так же увеличением налоговых доходов, в 2012-2014 годах доля налоговых и неналоговых доходов будет расти.
Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, в 2010 году равна 404,79%, в 2010 году данный показатель составил 368,22%. Рост происходит за счет мер, реализуемых органами местного самоуправления муниципального района. Большое внимание уделяется повышению квалификации и обучению, специалистов сферы культуры, укреплению материально-технической базы. Соответственно повышается уровень предоставляемых услуг, внедряются инновационные формы работы. В 2012-2014 годах за счет улучшения качества, предоставляемых услуг достигнутые показатели будут сохранены.
В 2011 году уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры клубного типа составил 238%, что выше 2010 года на 17% в связи с уменьшением численности населения.
Библиотечная сеть в муниципальном районе состоит из 27 библиотек. Уровень фактической обеспеченности составляет 60%.
На 2012-2014 годы обеспеченность учреждениями культуры клубного типа и библиотеками сохранится на уровне 2011 года.
Согласно данным социологического опроса удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры за 2011 год составила 41%.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на культуру в 2011 году составил 22132,28 тыс. руб. Общий объем расходов бюджета в части расходов на оплату труда и начислений на оплату труда в 2011 году составил 9589,72 тыс. руб. (на 1619,78 тыс. руб. больше уровня 2010 г.). Общий объем расходов бюджета на культуру в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств увеличился на 943,25 тыс. руб.
Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда муниципальных бюджетных учреждений на конец 2011 года отсутствует.
В 2011 году доля трудоустроенных граждан по сравнению с 2010 годом выросла на 6,6 процента. Рост показателя достигнут за счет увеличения числа участников программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области в 2011 году по направлениям: организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными, стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений (включая наставничество), содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, создания новых рабочих мест.
Демографическая ситуация, продолжает иметь отрицательную тенденцию. На коне 2011 года численность населения района составила 30,2 тыс. человек, что на 5,9% ниже уровня 2010 года. В тоже время в 2011 году численность родившихся составила 501 чел., что на 71 ребенка больше уровня 2010 года. Умерло по району 520 человек, что, напротив, на 3 человека меньше уровня прошлого года. Показатель естественного прироста (убыли) населения составил -19 человек, тогда как в 2010 году данный показатель был на уровне -44 человека.
Общий объем расходов районного бюджета составил 496,3 млн. руб., что на 8,6% больше уровня 2010 года. Рост расходов бюджета произошел за счет увеличения доходной части бюджета, что позволило увеличить финансирование муниципальных программ, в том числе за счет привлечения средств федерального и областного бюджетов.
Объем бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств составил 77,6 млн. руб., что на 22,6 млн. руб. меньше показателя 2010 года в связи с сокращением финансирования на увеличение стоимости основных средств из вышестоящих бюджетов.
Объем расходов на содержание работников органов местного самоуправления в 2011 году составил 27,1 млн. руб., в расчете на одного жителя данный показатель составил 897,17 руб., рост в сравнении с 2010 годом на 17,35 руб. сложился по причине сокращения среднегодовой численности населения и увеличения нормативов отчислений во внебюджетные фонды.
Всего органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями района оказываются 60 муниципальных услуг. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» постановлением главы Черлакского муниципального района от 24 августа 2010 года № 1734-р был утвержден Перечень первоочередных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде органами местного самоуправления и муниципальным и учреждениями Черлакского муниципального района. В данный перечень вошли 22 первоочередные услуги. Кроме того, постановлением главы Черлакского муниципального района от 24 августа 2010 года № 1735-р был утвержден План перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями Черлакского муниципального района. В соответствии с утвержденным планом муниципальными учреждениями на все услуги были разработаны и утверждены административные регламенты и нормативная база. В настоящее время проводится работа по переходу на межведомственное взаимодействие при оказании муниципальных услуг.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

В целях сокращение энергетических издержек и объема используемых энергетических ресурсов в экономике и социальной сфере, оптимизация бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов района в течение отчетного периода осуществлялся комплекс мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом №261-ФЗ:
• разработана долгосрочная целевая муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Черлакском муниципальном районе Омской области на 2010-2020 годы».
• всеми учреждениями муниципальной собственности и предприятиях с долей участия муниципального образования разработаны ведомственные программы энергосбережения, в каждом учреждении назначены ответственные специалисты;
• все специалисты муниципальных учреждений и предприятий ответственные за энергосбережение и энергетическую эффективность прошли обучение по программе «Управление деятельностью и изменениями в области энергосбережения и энергоэффективности» (66 чел.);
• во всех учреждениях, находящихся в муниципальной собственности, установлены приборы учета энергетических ресурсов (за исключением объектов, не подпадающих к требованиям законодательства - организация учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час.):
• в 20-ти учреждениях (40%) проведено первое энергетическое обследование (энегоаудит) своих объектов. Это школы и детские сады в р.п. Черлак и с. Иртыш, спортивные объекты и объекты культуры. Получены энергетические паспорта зданий и сооружений, разработаны плана мероприятий энергосбережения каждого объекта. Это позволит уже в текущем году направить часть денежных средств, выделяемых на модернизацию образования, на выполнение мероприятий по энергосбережению (замена дверей, окон и систем электроосвещения в зданиях школ на энергоэффективное).
До конца 2012 года первое энергетическое обследование будет проведено на всех объектах муниципальной собственности, в том числе на всех муниципальных объектах коммунальной сферы.
Следующим этапом данной работы будет являться заключение энегосервисных контрактов со специализированными организациями в области энергосбережения, которые будут непосредственно осуществлять реализацию запланированных мероприятий.
В общей структуре расходов консолидированного бюджета Черлакского муниципального района доля затрат на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов в 2011 году составила 11,2 процента (в 2010 году – 11,3%) . Это обусловлено как природно-климатическими условиями региона, так и структурой валового муниципального продукта.
Удельная величина потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах и муниципальных бюджетных учреждениях сокращается.

Охрана окружающей среды и благоустройство территории.

В муниципальном районе твердые бытовые отходы размещаются на 43 полигонах, свалках, площадках за пределами населенных пунктов.
По всем полигонам, свалкам произведен выбор земляных участков, акты выбора, получены кадастровые планы.
В Черлакском городском поселении свалка твердых и жидких бытовых отходов передана в аренду ООО «Экотехнология».
Подготовлены и зарегистрированы в УФРС, оформлены свидетельства на право собственности земельные участки под свалки во всех сельских поселениях.
57,9% населения муниципального района охвачены планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов.
В целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов ежегодно проводятся месячники по благоустройству, в конце апреля проводится субботник по благоустройству и наведению порядка на придомовых и прилегающих территориях, скверах, парках, газонах, тротуарах, производится уборка сухих деревьев, ликвидации несанкционированных свалок, ремонт и покраска заборов, ограждений, ремонт мелких архитектурных форм, посадка деревьев, кустарников, цветов и т.д.
Ежегодно в период проведения месячника мобилизуется техника для вывоза мусора и благоустройства в количестве до 100 единиц, привлекается около 7 тыс. участников, вывозится более 2 тыс. куб. м, производится посадка деревьев, кустарников более 3 тыс., причем в последнее время производится высадка деревьев и кустарников благородных сортов (яблоня, пирамидальный тополь, сирень, вишня, шиповник и т.д.), готовятся клумбы и высаживается рассада цветов.
На территории муниципального района утверждены правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории населенных пунктов, о порядке сбора отходов на территории поселений, о мерах по выявлению и уничтожению дикорастущих зарослей наркосодержащих растений, о проведении единых санитарных дней, о закреплении физических и юридических лиц за содержанием территорий поселений.
Работают административные комиссии по правонарушениям в сфере благоустройства, засорения территорий.
Проводятся мероприятия по защите населенных пунктов от сезонных подтоплений, очистке водостоков, вывозу снега.
В р.п. Черлак, с. Николаевка, с. Иртыш продолжаются работы по восстановлению парковых зон, проведена выкорчевка старых деревьев, рекультивация, обустроены две детские площадки.
Проводятся работы по организации уличного освещения, кроме оплаты за потребляемую электроэнергию, ведутся работы по внедрению энергосберегающих технологий, замене уличных фонарей, энергосберегающих ламп, электросчетчиков, фото-реле, электротехнических материалов.

Глава муниципального района В.Г. Яцковский

версия для печати